корзина
корзина пуста
Aquarius Software
Aquarius Software

Диспетчеризация в системах теплоснабжения

Современное централизованное теплоснабжение требует непрерывного вмешательства человека для регулирования работы оборудования тепловых станций, сетей и абонентских вводов с главного поста управления.

Автоматизированная диспетчеризация основана на автоматической передаче информации из подстанций, контрольно-распределительных и тепловых пунктов в центральный диспетчерский пункт. С этой целью во всех характерных пунктах тепловой сети размещаются автоматические приборы (контроллеры) с выводами электрических сигналов о показаниях контрольно-измерительных приборов, состоянии электрооборудования и о положениях запорно-регулирующей арматуры на центральный пульт управления.

Дистанционное управление подразделяют на оповещательное и исполнительное. Оповещательное управление осуществляется автоматически, по вызову и непрерывно. Автоматическое оповещение оборудуется с целью передачи на пункт управления аварийно-предупредительного сигнала в случае возникновения аварии. По вызову с места управления система сигнализации измерения позволяет получать периодическую информацию о состоянии контролируемых объектов или параметров теплоносителя. Система непрерывного оповещения организуется на сложных участках сети для передачи технологических параметров.

Исполнительная система предназначена для подачи с пульта управления сигнала на изменение технологических режимов, а также на включение или выключение исполнительных органов. Централизованное диспетчерское управление подачи тепла к многочисленным потребителям является важнейшим мероприятием повышения надежности тепловых сетей и производительности труда. Дистанционный контроль освобождает большое количество постоянных дежурных в контрольно-распределительных, тепловых пунктах и подстанциях, при этом автоматическая сигнализация создает наилучшую оперативность по предупреждению аварий.

Диспетчеризация открывает широкие перспективы для применения систем автоматического управления с вводом опросной информации от контролируемых объектов на персональный компьютер на рабочем месте диспетчера для решения важнейших вопросов эксплуатации:

1) выбора оптимального сочетания центрального, группового, местного и индивидуального регулирования тепловой нагрузки с учетом местных метеоусловий и микроклимата в отдельных помещениях;
2) выбора оптимального варианта распределения тепловой нагрузки между основными и пиковыми источниками тепла;
3) ускоренной локализации аварийных участков и организации оптимального режима теплоснабжения в аварийных ситуациях;
4) выбора оптимальных условий технической эксплуатации систем теплоснабжения.

Диспетчеризация в России

Проблема организации круглосуточного контроля за состоянием тепловых сетей и работой оборудования систем теплоснабжения (ЦТП, ИТП) в большинстве регионов РФ не решена.

Разработка и внедрение систем оперативного диспетчерского управления и контроля является необходимым условием для более эффективного управления работой системы теплоснабжения, более качественного снабжения потребителей тепловой энергией. Одновременно обеспечивается безопасная работа системы благодаря предоставлению информации о режимах и параметрах в любой момент времени, что дает возможность оперативно реагировать на аварийные и внештатные ситуации.

В России с развитием коммерческого учета тепла возможностями диспетчеризации все чаще интересуются тепловые компании. Подключение ЦТП и ИТП к сетям сбора данных может не только облегчить контроль и управление оборудованием, но и упростить ведение расчетов за поставляемые энергоресурсы как с теплогенерирующими предприятиями, так и с управляющими компаниями и ТСЖ, позволит контролировать работоспособность приборов учета.

Системы диспетчеризации системы теплоснабжения обеспечивают:

  • реальную и полную картину состояния всех объектов в любой момент времени;
  • круглосуточный мониторинг контролируемых объектов по перечню параметров;
  • возможность выдачи аварийных сообщений на экран монитора, принтер или звуковых и световых предупреждений о нештатных и аварийных ситуациях;
  • подсчет времени работы оборудования и предупреждение о необходимости проведения профилактических и регламентных работ и, за счет этого, продление срока службы инженерных систем;
  • создание единой базы оперативных и архивных параметров технологических процессов (температура, давление, расход, тепловая мощность и количество тепловой энергии теплоносителей, работоспособность оборудования и т. д.);
  • дистанционную диагностику оборудования и каналов связи;
  • генерацию отчетов об отпуске и потреблении энергии и энергоносителя, отчетов о неиспользованной тепловой энергии по результатам контроля;
  • ведение журнала событий;
  • редставление информации в удобном для анализа виде (таблицы, графики, диаграммы);
  • дистанционный диспетчерскийконтроль за возникновением нештатных ситуаций на автоматизированных объектах;
  • систему контроля доступана автоматизированные объекты;
  • расширение возможностей обслуживающего персонала при сокращении численности;
  • возможность сбора статистической информации и прогнозирования;
  • коммерческий учет потребления энергоресурсов (тепло, горячая вода, газ, электроэнергия).

 

В зависимости от характеристик автоматизируемого объекта и объема обрабатываемой информации, структура построения систем диспетчеризации реализуется в каждом случае индивидуально.

Эффективность программ, обеспечивающих функционирование диспетчерской службы, во многом зависит от правильной организации каналов связи с объектами и организации компьютерной сети между подразделениями и службами предприятия. Необходимо предусмотреть элементы, обеспечивающие резервирование компьютерной сети, а также обеспечить серверы и оборудование каналов связи системой гарантированного электропитания.

Каналы связи между различными уровнями системы могут быть проводными и беспроводными, с использованием выделенных и коммутируемых телефонных линий, локальных компьютерных сетей, сетей сотовой связи, радиоканалов и т.п. Используются технологии GPRS, Ethernet, WiFi и др.

Современные технологии позволяют решить все эти задачи и обеспечить высокие скорости передачи информации.

Диспетчеризация системы теплоснабжения позволяет осуществить:
регулирование подачи количества теплоты в системы отопления в зависимости от изменения параметров наружного воздуха;
ограничение максимального расхода воды из тепловой сети на тепловой пункт путем перекрытия клапана регулятора теплоты на отопление;
поддержание требуемого перепада давлений в подающем и обратном трубопроводе тепловых сетей на вводе ИТП;
поддержание заданной температуры воды, которая поступает в систему горячего водоснабжения здания;
анализ теплопотребления в различные сезоны - зима, лето, межсезонье - и определение алгоритма работы системы для каждого такого периода.

Локальные устройства диспетчеризации предусматривают размещение всех элементов и самого оператора внутри здания, где размещаются блочно модульные котельные. В локальных автоматизированных устройствах контроля очень большую роль отводят оператору, поэтому они в своём большинстве не оборудуются сложными приборами, а ограничиваются выведением датчиков на диспетчерский пульт. Оператор следит за показаниями датчиков и в случае необходимости регулирует процесс работы модели. Незначительная их стоимость позволяет оборудовать таким образом объекты, которые уже эксплуатируются в жилищном коммунальном хозяйстве.

Системы удалённого управления блочно модульными котельными по своим возможностям значительно превосходят локальные аналоги. С их помощью можно осуществлять управление объектом и контроль его работы, находясь на значительном расстоянии от него. Использование удалённого управления и контроля работы котельных позволяет одному оператору управлять сразу несколькими объектами. Специальные датчики и устройства исключают аварийные ситуации на блочно модульных котельных. В случаях, когда параметры работы системы отклоняются от штатных величин, срабатывает автоблокировка. На пульт оператора поступает сигнал о неисправности одного из объектов, на который необходимо отправить ремонтно-восстановительную бригаду. Если объекты находятся в общей схеме, то существует возможность перераспределения функций неисправного объекта между теми, что функционируют в штатном режиме. Данные устройства представляют собой достаточно сложный комплекс автоматизации и управления с несколькими степенями защиты от аварий. Стоимость таких комплексов значительная, но она очень быстро компенсируется за счёт сокращения количества обслуживающего персонала и экономии энергоресурсов которые используются для работы. Автоматическое управление процессами работы позволяет уменьшить расход потребляемых энергоносителей до 20%. Но самое главное, что достигается с помощью этих систем это безаварийная работа и абсолютная безопасность операторов котельных.

В настоящее время системы диспетчеризации блочно модульных котельных, которые широко распространены в отечественном ЖКХ, предусматривают два основных режима работы – «надзор» и «опека».

Режим «опека» чаще всего используется во время тестирования новых устройств или их наладки после модернизации. В этом режиме на мониторе оператора в виде графиков отображаются все измеряемые параметры в реальном времени.

Штатным режимом работы - является режим «надзор». С заданной периодичностью на пульте оператора отображаются параметры работы всех устройств, которые находятся под контролем. В случае отклонения параметров от номинальных рабочих значений происходит световое и звуковое оповещение оператора о неисправности.

Получив широкое распространение на объектах ЖКХ, диспетчеризация постоянно модернизируются. В настоящее время разработаны системы автоматизации блочно модульных котельных, которые в качестве источника электроэнергии используют собственные генераторы, работающие от тепловой энергии выделяемой котельной. Такая система является полностью автоматизированной и независимой от источников внешней энергии, что в несколько раз увеличивает её надёжность. Также следует отметить, что некоторые системы управления в случае нештатных ситуаций автоматически производят SMS оповещение аварийной бригады о возникшей неисправности.

Автономные блочно модульные котельные последнего поколения, оборудованные диспетчерскими системами удалённого управления, могут работать без вмешательства человека в течение всего отопительного сезона.

 

ДЛЯ СПРАВКИ

Что такое диспетчеризация?

Диспетчеризация - (от англ. dispatch - быстро выполнять) - централизация (концентрация) оперативного контроля и управления на энергетических, промышленных и других предприятиях, основанная на применении современных средств передачи и обработки информации. Диспетчеризация обеспечивает согласованную работу отдельных звеньев управляемого объекта в целях повышения технико-экономических показателей, ритмичности работы, лучшего использования производственных мощностей.

Система диспетчеризации - это набор аппаратных и программных средств для централизованного контроля за технологическими процессами, инженерными системами, системами энергоснабжения и снабжения сырьевыми ресурсами. Информация обо всем оборудовании, подключенном к системе диспетчеризации, выводится на экран компьютера рабочего места оператора-диспетчера в режиме реального времени.

Системы диспетчеризации инженерных объектов делятся на локальные и удаленные.

Локальная диспетчеризация позволяет передавать технологические данные как от одной, так и от нескольких инженерных систем на компьютер оператора (пункт диспетчеризации). В данном случае мы имеем замкнутую систему, т.е. оборудование и пульт управления размещены на одном объекте или в одном здании. Зачастую локальную диспетчеризацию называют автоматизацией.

Удаленная диспетчеризация позволяет осуществлять передачу параметров от одной или нескольких автоматизированных систем с территориально удаленных объектов на центральную станцию диспетчеризации, с помощью различных каналов передачи данных. Удаленная диспетчеризация может применяться для объединения нескольких зданий, имеющих локальную диспетчеризацию.

Зачем нужна диспетчеризация?

Система диспетчеризации позволяет организовать плотное взаимодействие между различными подсистемами инженерного оборудования, она также выполняет автоматизированный оперативный контроль и управление. Необходимость создания подобной системы очевидна. Использование системы диспетчеризации тем оправданнее, чем шире спектр инженерного оборудования объекта.

Эффект от внедрения комплексной системы диспетчеризации не заставит себя ждать. Он проявляется в виде снижения потребления энергоресурсов и эксплуатационных затрат, а также значительного повышения производительности труда сотрудников предприятия за счет создания высокого уровня комфорта и отличных условий работы.

Диспетчеризация обеспечивает учёт потребления ресурсов, современный сервис, согласованную работу всевозможных автономных систем, входящих в инфраструктуру здания, микрорайона, населенного пункта, а также производит многоуровневое оповещение в случае возникновения аварийной ситуации.